Главное меню

 

Важные ссылки

 



Жестокое обращение с детьми. Методы выявления и предупреждения PDF Print E-mail
Автор: Отдел информатизации   
Thursday, 20 June 2013 10:24

Жестокое обращение с детьми. Методы выявления и предупреждения

 

Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого отношения, допускаемого родителями, другими членами семьи ребёнка, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми:

1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребёнку.

Как распознать?

Особенности внешнего вида и характер травм:

- внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.д.);

- повреждения внутренних органов или костей, которые не могли быть следствием несчастного случая.

Особенности психического состояния и поведения ребёнка:

- боязнь физического контакта с взрослыми;

- стремление скрыть причину травмы;

- плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

- негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

- суицидальные попытки.

2. Сексуальное насилие – вовлечение ребёнка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Как распознать?

Особенности внешнего вида и характер травм:

- повреждение областей половых органов;

- заболевания, передающиеся половым путём;

- беременность.

Особенности психического состояния и поведения ребёнка:

- ночные кошмары, страхи;

- несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; - стремление полностью закрыть своё тело;

- депрессия, низкая самооценка;

- проституция, беспорядочные половые связи.

3. Психологическое насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относится:

* постоянная критика ребёнка;

* угрозы в адрес ребёнка, проявляющиеся в словесной форме;

* замечания, высказывания в оскорбительной форме, унижающие достоинства ребёнка;

* ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

* преднамеренная физическая или социальная изоляция;

* однократное грубое психологическое воздействие, вызывающее у ребёнка психологическую травму.

Как распознать?

Особенности внешнего вида и характер травм:

- задержка физического и умственного развития;

- нервный тик, энурез;

- постоянно печальный вид;

- различные соматические состояния.

Особенности психического состояния и поведения ребёнка:

- беспокойство, тревожность, нарушение сна;

- длительно сохраняющееся подавленное состояние;

- агрессивность;

- склонность к уединению, неумение общаться;

- плохая успеваемость.

4. Пренебрежение нуждами ребёнка – отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию;

Как распознать?

- утомлённый сонный вид;

- санитарно-гигиеническая запущенность;

- отставание в физическом развитии;

- частая вялотекущая заболеваемость;

- задержка речевого и моторного развития;

- постоянный голод;

- кража пищи;

- низкая самооценка, низкая успеваемость;

- агрессивность и импульсивность;

- антиобщественное поведение вплоть до вандализма.

Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми.

- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

- безработица, постоянные финансовые трудности;

- постоянные супружеские конфликты;

- статус беженцев, постоянных переселенцев;

- низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

- умственные или физические недостатки ребёнка;

- «трудный» ребёнок.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

ст. 106-135 – за совершение физического и сексуального насилия, в том числе в отношении несовершеннолетних;

ст. 150-157 – за преступления против несовершеннолетних.

Семейный кодекс РФ утверждает:

ст. 56 – право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка;

ст. 69 – меру «лишения родительских прав», как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье;

ст. 77 – немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью.