Жестокое обращение с детьми. Методы выявления и предупреждения
Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого отношения, допускаемого родителями, другими членами семьи ребёнка, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми:
1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребёнку.
Как распознать?
Особенности внешнего вида и характер травм:
- внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.д.);
- повреждения внутренних органов или костей, которые не могли быть следствием несчастного случая.
Особенности психического состояния и поведения ребёнка:
- боязнь физического контакта с взрослыми;
- стремление скрыть причину травмы;
- плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
- негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
- суицидальные попытки.
2. Сексуальное насилие – вовлечение ребёнка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Как распознать?
Особенности внешнего вида и характер травм:
- повреждение областей половых органов;
- заболевания, передающиеся половым путём;
- беременность.
Особенности психического состояния и поведения ребёнка:
- ночные кошмары, страхи;
- несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; - стремление полностью закрыть своё тело;
- депрессия, низкая самооценка;
- проституция, беспорядочные половые связи.
3. Психологическое насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относится:
* постоянная критика ребёнка;
* угрозы в адрес ребёнка, проявляющиеся в словесной форме;
* замечания, высказывания в оскорбительной форме, унижающие достоинства ребёнка;
* ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
* преднамеренная физическая или социальная изоляция;
* однократное грубое психологическое воздействие, вызывающее у ребёнка психологическую травму.
Как распознать?
Особенности внешнего вида и характер травм:
- задержка физического и умственного развития;
- нервный тик, энурез;
- постоянно печальный вид;
- различные соматические состояния.
Особенности психического состояния и поведения ребёнка:
- беспокойство, тревожность, нарушение сна;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- агрессивность;
- склонность к уединению, неумение общаться;
- плохая успеваемость.
4. Пренебрежение нуждами ребёнка – отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию;
Как распознать?
- утомлённый сонный вид;
- санитарно-гигиеническая запущенность;
- отставание в физическом развитии;
- частая вялотекущая заболеваемость;
- задержка речевого и моторного развития;
- постоянный голод;
- кража пищи;
- низкая самооценка, низкая успеваемость;
- агрессивность и импульсивность;
- антиобщественное поведение вплоть до вандализма.
Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми.
- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, постоянные финансовые трудности;
- постоянные супружеские конфликты;
- статус беженцев, постоянных переселенцев;
- низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
- умственные или физические недостатки ребёнка;
- «трудный» ребёнок.
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
ст. 106-135 – за совершение физического и сексуального насилия, в том числе в отношении несовершеннолетних;
ст. 150-157 – за преступления против несовершеннолетних.
Семейный кодекс РФ утверждает:
ст. 56 – право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка;
ст. 69 – меру «лишения родительских прав», как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье;
ст. 77 – немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью. |