ИНФОРМАЦИЯ
о проводимой работе администрации муниципального образования Крыловский район в сфере легализации трудовых отношений
Администрацией муниципального образования Крыловский район в течение нескольких лет проводится работа по легализации трудовых отношений и доведению заработной платы до краевого среднеотраслевого уровня. Работа проводится совместно с налоговыми, правоохранительными и другими контролирующими органами. Целью проводимой работы является не только обеспечение социальной защищенности работающего населения, но и увеличение доходной части бюджета.
Специалистами администрации муниципального образования на постоянном уровне проводится разъяснительная работа с хозяйствующими субъектами о необходимости легализации трудовых отношений. На всех проводимых совещаниях, заседаниях межведомственных комиссий до руководителей хозяйствующих субъектов доводится информация о необходимости оформления трудовых отношений, а также о негативных последствиях работы без надлежащего оформления трудовых отношений.
Трудовой кодекс РФ требует заключать с каждым принимаемым на работу именно трудовой договор, и он является одним из оснований возникновения трудовых отношений между работодателем и работником.
Наиболее распространенными формами скрытых трудовых отношений являются подмена трудовых отношений договорами гражданско-правового характера и заключение трудовых отношений без официального оформления.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее федеральный закон №421-ФЗ) определено, что заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
Подмена трудовых отношений другими видами правовых отношений влечет за собой недостаточную защиту наемных работников в части их трудовых прав и гарантий, установленных законодательством. Так, к примеру, в соответствии с действующим законодательством лица, которые состоят в трудовых отношениях с работодателями, подлежат обязательному социальному страхованию. Граждане, которые выполняют работы по договорам гражданско-правового характера, не участвуют в страховании и, как следствие, в случае наступления страхового случая, то есть болезни, получения травм на производстве, такие работники, остаются без социальной защиты государства.
Другое негативное явление, как работа без официального оформления трудовых отношений, получило еще более широкое распространение. В большинстве случаев подобные нарушения практикуются при использовании труда наемных работников физическими лицами и предпринимателями.
Использование труда наемных работников без официального оформления - это не только негативные последствия для работников, но и для работодателей и общества в целом. Качественный подбор персонала является одной из наиболее важных составляющих успеха предприятия, учреждения, организации, а также малого бизнеса. Высококвалифицированные специалисты, труд которых используется без официального оформления, не заинтересованы отдавать свои знания и навыки предприятию, работать с полной отдачей. Работодатель должен понимать, что они выполняют у него работы временно и всегда в поиске работодателя, бизнес которого имеет социальные составляющие. Временные работники не будут относиться к имуществу работодателя так же бережно, как пришедшие серьезно и надолго.
В соответствии с федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ, с 1 января 2015 года ужесточена ответственность нерадивых работодателей за фактическое допущение к работе лица, не находящегося в трудовых отношениях.
Еще одним из нарушений трудового законодательства является уровень выплачиваемой работодателем заработной платы.
Статьей 133.1 Трудового кодекса РФ установлено, что месячная заработная плата работника, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера труда (далее – МРОТ). Также Трудовым кодексом РФ предусмотрено, что субъекты РФ вправе региональными соглашениями принимать свой размер минимальной заработной платы. При этом величина МРОТ не может быть ниже - утвержденного на федеральном уровне.
Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Краснодарском крае предусмотрено, что в Краснодарском крае минимальная заработная плата устанавливается в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Департамент труда и занятости Краснодарского края ежеквартально своим приказом утверждает величину прожиточного минимума, в т.ч. для трудоспособного населения. В настоящее время прожиточный минимум для трудоспособных граждан установлен в размере 8682 руб. в месяц.
Администрацией муниципального образования ежеквартально проводится анализ уровня заработной платы, выплачиваемой хозяйствующими субъектами. Анализ уровня заработной платы проводится одновременно с сопоставлением объема уплачиваемого налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ).
Проведен анализ уровня заработной платы, выплачиваемой хозяйствующими субъектами наемным работникам в 2014 году. Анализ проводился по 114 хозяйствующим субъектам, осуществляющих свою деятельность в различных отраслях экономики муниципального образования.
Результаты анализа уровня заработной платы по итогам прошлого года свидетельствуют о следующем:
В целом по муниципальному образованию зарплата возросла на 11,6% и составила 19 713 руб./мес., что свидетельствует о стабильном и поступательном повышении заработной платы в районе. По данным краевого рейтинга социально-экономического развития муниципальных образований края за 2014 год по позиции «темпы роста среднемесячной заработной платы» наш район находится на 12 месте. Однако темпы роста заработной платы в муниципальном образовании еще недостаточны - сложившийся районный размер заработной платы отстает от краевого среднеотраслевого размера - его отношение к краевому размеру составляет 68,2 %.
Как показывают данные анализа уровня среднемесячной заработной платы за 2014 год - 5 организаций района достигли среднеотраслевого уровня (что составляет всего 4,4% от всего количества хозяйствующих субъектов, в которых проводился мониторинг), из них 4 сельскохозяйственных и одна организация, оказывающая персональные услуги. Близки к достижению краевого уровня (уровень составляет свыше 90% от краевого) еще 4 с/х организации. По сравнению с районным размером среднемесячной заработной платы в разрезе крупных и средних организаций (19 713 руб.), только 12 организаций соответствует данному уровню, что составляет всего 10,5%.
Уровень выплачиваемой заработной платы значительно колеблется в рамках одной отрасли:
- в сельском хозяйстве заработная плата выплачивалась от 8500 руб./мес. до 22800 руб., разница составляет 2,7 раза;
- в розничной торговле заработная плата сложилась от 7644 руб./мес. до 14899 руб., разница 1,95 раза;
- в сфере оказания услуг общественного питания заработная плата составляла от 7928 руб./мес. до 12400 руб., разница 1,56 раза;
- в производственной сфере заработная плата колебалась от 7160 руб./мес. до 16896 руб., разница в уровне заработной платы 2,36 раза;
- в сфере ЖКХ заработная плата - от 8420 руб./мес. до 15713 руб., разница составляет 1,87 раза.
Как показывают данные мониторинга, в основном хозяйствующие субъекты выплачивают заработную плату на уровне, не превышающем прожиточный минимум. Так в сельском хозяйстве (основной отрасли экономики района) из 56 хозяйствующих субъектов, в которых проводился мониторинг уровня заработной платы, 23 выплачивают заработную плату 9 000 руб. и ниже. Это составляет 41% в данной отрасли.
В потребительской сфере аналогичная ситуация. Из 28 хозяйствующих субъектов, охваченных мониторингом, в 17 выплачивалась заработная плата 9000 руб. и ниже. Здесь показатель составляет 61%.
В промышленности: в 5 субъектах из 10 (50%).
В транспортной деятельности: в 3 субъектах из 6 (50%).
Учитывая, что все хозяйствующие субъекты находятся в равнозначных условиях деятельности, то вышеперечисленные данные свидетельствуют о том, что в некоторых хозяйствующих субъектах имеют место случаи работы граждан без должного оформления трудовых договоров, выплаты «серой» заработной платы в так называемых «конвертах» и другие нарушения трудового законодательства.
Администрацией муниципального образования Крыловский район анализируются данные мониторинга уровня заработной платы и рассматриваются на проводимых межведомственных комиссиях. По итогам рассмотрения информация направляется в прокуратуру района и инспекцию по труду. В 2014 году направлена информация (от 20.05.2014г. №547/01-30-04) по 4 хозяйствующим субъектам, выплачивающим заработную плату ниже прожиточного минимума, по 8 сельскохозяйственным хозяйствующим субъектам, обрабатывающих площади земель свыше 200 га, по 2 хозяйствующим субъектам, осуществляющим иные виды деятельности, которые не перечисляют НДФЛ или перечисляют не ежемесячно.
Администрацией муниципального образования организована работа телефонов «горячей линии» для передачи фактов нарушений трудового законодательства, в том числе задержки выплаты заработной платы, тел. № 32254, 32181.
Начальник отдела экономического развития С.В. Киселева |