Как научить ребёнка безопасному поведению на дороге Print
Автор: Пресслужба   
Tuesday, 07 July 2020 16:04

Госавтоинспекция Крыловского района информирует: родитель не вредитель

Как научить ребёнка безопасному поведению на дороге.

Быть грамотным и культурным участником дорожного движения не менее важно, чем уметь читать и писать. А может быть, и более важно, так как умение ориентироваться в дорожной обстановке, оценивать опасность того или иного действия на дороге и принимать правильные решения напрямую влияет на безопасность человека.

Воспитывать грамотного и культурного участника дорожного движения необходимо с самого раннего возраста, так как модель поведения, заложенная в детстве, влияет на то, как человек будет вести себя во взрослой жизни. И здесь роль родителей, а также других взрослых, с которыми ребёнок проводит большую часть времени, первостепенна.

Родители – это «главные» взрослые в жизни ребёнка (по крайней мере, до определенного возраста). Всё, что они делают, в том числе и то, как они ведут себя при участии в дорожном движении, воспринимается маленьким ребёнком, дошкольником, как единственно верная модель поведения.

По мнению психологов, самый подходящий возраст для начала обучения премудростям поведения на дороге – 2-3 года. В это время ребёнок активно начинает познавать мир. Это самое благодатное время для того, чтобы заложить в его голову непреложные истины по безопасному поведению на дороге.

Психологи доказали, что дети с самого раннего возраста лучше запоминают именно то, что ДЕЛАЮТ родители, а не то, что они говорят.

«Для дошкольников родители – безусловный авторитет, - говорит семейный психолог Анна Широкова. – Ребёнок сначала, неосознанно, а затем – сознательно копирует их поведение. Поэтому если у родителей слова расходятся с поступками, если они позволяют себе нарушать ПДД, находясь вместе с ребёнком, это формирует у ребёнка опасную установку, что можно нарушать правила, например, когда спешишь, когда никто не видит и т.п. И тогда ребёнок начинает воспринимать Правила дорожного движения как нечто несущественное. Велика вероятность, что из такого маленького пешехода, пренебрегающего требованиями ПДД, вырастет такой же пренебрегающий правилами водитель».

Самые первые навыки безопасного поведения на дороге удобно прививать во время прогулок. Взрослый (чаще всего это мама или бабушка) объясняет и показывает на практике простейшие правила поведения в транспортной среде: как идти по тротуару, держа взрослого за руку, как переходить дорогу по пешеходному переходу (и какой переход самый безопасный), как вести себяв автобусе (и почему необходимо держаться за поручни, если едешь стоя) и тому подобное.

В этом обучении важно ориентироваться на уровень развития ребёнка. Все дети — раз­ные, а в раннем возрасте эти различия осо­бенно заметны: один всё «схватывает на лету», а другому для формирования устойчивого навыка нужно много повторений. Поэтому для успешного обучения важно дозировать информацию, дробить её на такие части, ко­торые ребёнку проще воспринять и запом­нить. Не менее важен и позитивный настрой, желание ребенка узнавать что-то новое, инте­ресное, полезное.

Задача взрослого в этой ситуации – не просто объяснить, а добиться, чтобы правильное поведение было доведено до автоматизма и вошло в привычку. Для этого может понадобится много повторений. А чтобы проверить, насколько малыш усвоил услышанное и увиденное, есть известный психологический прием: взрослому нужно разыграть растерянность, как будто он не знает, как поступить в той или иной ситуации, и «спросить» совета у ребёнка.Дети в таких случаях обычно охотно «помогают» взрослым, а взрослый сра­зу может оценить, запомнил ли ребёнок услы­шанное или необходимо повторить ещё раз.

Ещё раз подчеркнём: первые знания о безопасном поведении на дороге ребёнок должен получать от родителей. В идеале — ещё до того, как он начнёт посещать детский сад. И тогда, когда он станет старше, пойдёт в детский сад, а затем — в школу, ему будет про­ще воспринимать то, что будут говорить ему педагоги. Однако полностью полагаться на то, что ребёнка обучат всем нюансам поведения в транспортной среде, нельзя. Педагоги могут помочь ребёнку систематизировать знания, но дать эти знания ребёнку — всё-таки задача родителей.

Нынешним родителям повезло: в их рас­поряжении — огромный арсенал обучающих пособий, игр, раскрасок, познавательных муль­тфильмов на «дорожную» тематику. Но хотим предупредить мам и пап: разыскивая ин­формацию в интернете, обязательно смо­трите, соответствуют ли найденные вами материалы действующим Правилам дорож­ного движения. Актуальную информацию, полезные советы по обучению детей осно­вам безопасного поведения на дорогах мож­но найти на сайтах Госавтоинспекции России (гибдд.рф) в разделе «Детская безопасность», экспертного центра «Движение без опас­ности» (бездтп.рф), а также на сайте газеты «Добрая Дорога Детства». На порталах «Город дорог» (pdd.fcp-pbdd.ru), «Дорога без опас­ности» (bdd-eor.edu.ru), «Сакла» (sakla.ru) представлено множество разнообразных, втом числе интерактивных, обучающих мате­риалов. Все эти информационные ресурсы получили одобрение ГУОБДД МВД России и Министерства просвещения Российской Федерации. Родители могут использовать эту информацию для обучения своих детей. Для семейного просмотра и обсуждения будут интересны мультфильмы «Смешарики. Азбука безопасности», «Дорожное королевство», телесериал «Семья Светофоровых».

Отдельно остановимся на поведении подростков. С точки зрения безопасности дорожного движения это, наверное, самый сложный возраст, когда дети уже достаточно хорошо умеют ориентироваться в дорожной обстановке, могут адекватно анализировать ситуацию и делать выводы. Но одновременно подростки «испытывают свои возможности» и могут совершать рискованные поступки, не вполне осознавая опасность таких действий. К тому же, в отличие от младших, для них роди­тели уже не являются безоговорочным авто­ритетом. Дети в этом возрасте гораздо больше ориентируются на поведение сверстников и подражают значимым для них медийным пер­сонам, знаменитостям и т.п., чем внимают уве­щеваниям родителей. В это время взрослые на­чинают пожинать плоды того, как они научили ребёнка соблюдать правила в более раннем возрасте. И если к этому времени родители (и другие законные представители) заложили правильную модель поведения, то школьник ОСОЗНАННО становится законопослушным участником дорожного движения.

Важное звено в воспитании подрост­ков в духе уважения к Правилам дорож­ного движения — это отряды ЮИД. Юные инспекторы движения — это своеобразный авангард знатоков дорожных правил. В юидовских отрядах ребята не только сами из­учают основы безопасного поведения на дорогах, учатся быть ответственными и грамотными пешеходами, пассажирами, велосипедистами, но и передают свои зна­ния сверстникам и младшим товарищам. Впоследствии, став взрослыми, они становят­ся такими же ответственными и законопос­лушными участниками дорожного движения.

Уважаемые родители, не надейтесь, что вашего ребёнка обучат безопасному поведению на дороге в детском саду, в школе, в различных кружках и секциях. Педагоги могут помочь ребёнку систематизиро­вать знания, нодать этизнания ребёнку—ваша задача. И ваш личный пример неукоснительного соблюдения ПДД—это лучший учитель.

ВАЖНО

Уважаемые родители! Прежде чем начать рассказывать вашему ребёнку об основах безопасного поведения на дороге, последите за собой: всегда ли вы сами соблюдаете Правила дорожного движения, когда идёте вместе с ребёнком или везёте его в коляске.

При этом обучение детей основам ПДД не должно сводиться толь­ко к призывам соблюдать их. В силу конкретности и образности детского мышления обучение должно быть наглядным и проходить в естественной обстановке. Следует использовать любой подхо­дящий момент, чтобы доходчиво и ненавязчиво обучать ребёнка правилам поведения на дорогах, в транспорте и т. д.